какие органы образуются у позвоночных животных из мезодермы

К статье гомологичные и аналогичные органы

Здравствуйте, уважаемые читатели  блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru. Продолжаю рубрику «Из диалогов в комментариях». Данная статья  касается вопросов определения у животных или растений гомологичных и аналогичных органов. Заданий, требующих определить гомологичными или аналогичными  являются те или иные органы, в КИМах ЕГЭ или ОГЭ бывает довольно много. Но часто на такие задания  в руководствах разных авторов даются диаметрально противоположные ответы.

В  статье « Гомологичные и аналогичные органы » я уже обращал внимание на одну из ошибок учебных пособий.  Гомологичные органы не всегда выполняют только РАЗЛИЧНЫЕ функции, а  могут выполнять как и аналогичные органы  СХОДНЫЕ функции. Но оказывается, что и это мое замечание не всегда позволяет дать четкий критерий определению тех или иных органов.

А вот  комментарии читателей  блога  к статье «Гомологичные и аналогичные органы» позволили обнаружить еще одну возможную причину различной трактовки одних и тех же примеров по сопоставлению гомологичных и аналогичных органов.

Лариса : Борис Фагимович, хочется знать Ваше мнение. В сборнике Рохлова : крылья совы и крылья летучей мыши — гомологи, все правильно, согласна. В сборнике Калиновой : те же крылья совы и летучей мыши — эволюционный процесс — конвергенция (значит аналоги)? Возможно ошибка…

И  еще в сборнике Рохлова ласты дельфина и ласты крылья пингвина — конвергенция, что же выходит, что это  аналоги? Тоже ошибка? У двух авторов?

Б.Ф.  К сожалению, ни мы с вами, ни тем более школьники на экзамене никаким образом не смогут «проинтуичить» какой ответ задуман авторами-составителями. Трудно даже представить, поможет ли апелляция, если экзаменуемый, ответив правильно, р

Источник

Зародышевые листки

Зародышевые листки (лат. folia embryonal), зародышевые пласты, слои тела зародыша многоклеточных животных, образующиеся в процессе гаструляции и дающие начало разным органам и тканям. У большинства организмов образуется три зародышевых листка: наружный — эктодерма, внутренний — энтодерма и средний мезодерма.

Производные эктодермы выполняют в основном покровную и чувствительную функции, производные энтодермы — функции питания и дыхания, а производные мезодермы — связи между частями зародыша, двигательную, опорную и трофическую функции.

Учение о зародышевых листках — одно из основных обобщений в эмбриологии — сыграло большую роль в истории биологии. Образование зародышевых листков — первый признак дифференцировки зародыша.

Вначале, состав каждого зародышевого листка однороден. Затем зародышевые листки, контактируя и взаимодействуя, обеспечивают такие взаимоотношения между различными клеточными группами, которые стимулируют их развитие в определенном направлении. Это так называемая эмбриональная индукция – важнейшее следствие взаимодействия между зародышевыми листками.

«В ходе следующего за гаструляцией органогенеза изменяются форма, структура, химический состав клеток, обособляются клеточные группы, представляющие собой зачатки будущих органов. Постепенно развивается определенная форма органов, устанавливаются пространственные и функциональные связи между ними. Процессы морфогенеза сопровождаются дифференциацией тканей и клеток, а также избирательным и неравномерным ростом отдельных органов и частей организма».

Начало органогенеза называют периодом нейруляции, она охватывает процессы от появления первых признаков формирования нервной пластинки до замыкания ее в нервную трубку. Параллельно формируются хорда и вторичная кишка (кишечная трубка), а лежащая по бокам от хорды мезодерма расщепляется в краниокауд

Источник

Просим Вас добавить "Открытый урок" в исключения блокировщика, так как именно благодаря рекламе мы продолжаем развивать сайт.

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

Задачи. Обучающие – сформировать понятия онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, гистогенез, органогенез, морула, бластоцель; познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; познакомить с законом зародышевого сходства.

Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.

Воспитывающие – аккуратное оформление схем в тетради, показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.

Оборудование.   Таблицы «Индивидуальное развитие хордовых», «Взаимодействие развивающихся частей зародыша», «Зародышевые листки» (рисованная), мячик, Интерактивные

(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с  генетической информацией от обоих родителей ).

(Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).

Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?

- Каким же образом из зиготы

Источник

Дашков Максим Леонидович, репетитор по биологии в Минске

Качественная подготовка к централизованному тестированию, к поступлению в лицей

+375 29 751-37-35 (МТС) +375 44 761-37-35 (Velcom)

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма. У многоклеточных организмов онтогенез начинается с образования зиготы (при половом размножении) или с момента отделения потомка от материнской особи (при бесполом размножении) и продолжается до конца жизни. У одноклеточных начинается с момента образования организма в процессе деления материнской особи и заканчивается делением или смертью.

Дробление – это последовательное многократное деление зиготы митозом. Образующиеся в результате дробления клетки (бластомеры) не увеличиваются в размерах, а с каждым последующим митозом становятся всё мельче и мельче. В результате дробления зиготы зародыш становится многоклеточным, сохраняя при этом примерно тот же объём.

Бластула в типичном случае представляет собой полый шар, стенка которого (бластодерма) образована одним слоем клеток (бластомеров). Внутри бластулы имеется полость, заполненная жидкостью – бластоцель.

На стадии гаструлы зародыш напоминает чашу, стенки которой образованы двумя слоями клеток – двумя зародышевыми листками. Наружный зародышевый листок называется эктодермой, внутренний – энтодермой. Внутренняя полость гаструлы, называемая первичной кишкой, сообщается с внешней средой отверстием – первичным ртом (гастропором).

На стадии нейрулы эмбрион образован тремя зародышевыми листками (от первичной кишки обособилась мезодерма, которая представлена парными замкнутыми мешочками, находящимися между эктодермой и энтодермой), осуществляется закладка и формирование осевого комплекса органов – нервной трубки, хорды и кишечной (пищеварительной) трубки. Сформированная нервная трубка проходит под эктодермой вдоль спинной стороны зароды

Источник

§ 37. Онтогенез. Эмбриональное развитие животных

Онтогенез — это индивидуальное развитие организма от начала его существования до конца жизни. У животных началом существования нового организма чаще всего является образование зиготы. У животных выделяют два периода онтогенеза — эмбриональный и постэмбриональный.

При дроблении образующиеся клетки – бластомеры, не расходятся и не увеличиваются в размерах. С каждым последующим митозом они становятся все меньше и меньше.

Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша — бластулы. Она напоминает полый шар, стенка которого, образованная одним слоем бластомеров, называется бластодермой. Внутри бластулы имеется полость, заполненная жидкостью, — бластоцель. После дробления начинается процесс гаструляции, который осуществляется путем впячивания части бластодермы внутрь полости бластулы. В результате формируется гаструла — чашевидный зародыш, образованный двумя слоями клеток — двумя зародышевыми листками. Наружный зародышевый листок называется эктодермой, внутренний — энтодермой. Внутренняя полость гаструлы — первичная кишка — сообщается с внешней средой отверстием, которое называется первичным ртом или гастропором. У животных формируется еще и третий зародышевый листок — мезодерма. Дальнейшая дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит к образованию тканей и органов, т. е. к гистогенезу и органогенезу. Стадия, на которой осуществляется закладка осевых органов, называется нейрулой. Из трех зародышевых листков формируются все ткани и органы животных.

выправить сколиоз после 30
Решая, как исправить сколиоз, врач анализирует состояние больного и разрабатывает длительную схему ведения пациента. В домашних условиях при правильном подходе можно вылечить лишь 1 степень бокового искривления позв

К первичноротым относятся черви, моллюски и членистоногие, те группы живых организмов у которых первичный рот, образовавшийся на стадии гатсрулы в дальнейшем превращается в ротовое отверстие. У хордовых животных первичный рот превращается в анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противопол

Источник

Дашков Максим Леонидович, репетитор по биологии в Минске

Качественная подготовка к централизованному тестированию, к поступлению в лицей

+375 29 751-37-35 (МТС) +375 44 761-37-35 (Velcom)

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма. У многоклеточных организмов онтогенез начинается с образования зиготы (при половом размножении) или с момента отделения потомка от материнской особи (при бесполом размножении) и продолжается до конца жизни. У одноклеточных начинается с момента образования организма в процессе деления материнской особи и заканчивается делением или смертью.

Дробление – это последовательное многократное деление зиготы митозом. Образующиеся в результате дробления клетки (бластомеры) не увеличиваются в размерах, а с каждым последующим митозом становятся всё мельче и мельче. В результате дробления зиготы зародыш становится многоклеточным, сохраняя при этом примерно тот же объём.

Бластула в типичном случае представляет собой полый шар, стенка которого (бластодерма) образована одним слоем клеток (бластомеров). Внутри бластулы имеется полость, заполненная жидкостью – бластоцель.

На стадии гаструлы зародыш напоминает чашу, стенки которой образованы двумя слоями клеток – двумя зародышевыми листками. Наружный зародышевый листок называется эктодермой, внутренний – энтодермой. Внутренняя полость гаструлы, называемая первичной кишкой, сообщается с внешней средой отверстием – первичным ртом (гастропором).

узлы шморля в замыкательных пластинках позвонков
С 26.07 по 10.08.2018 года Игнатьев Геннадий Васильевич будет проводить консультирование в г. Киев. Время визита ограничено. Запись по тел.: +38 067 920-46-47. Читать подробнее...

Межпозвоночная грыжа поясничного отдела &#

На стадии нейрулы эмбрион образован тремя зародышевыми листками (от первичной кишки обособилась мезодерма, которая представлена парными замкнутыми мешочками, находящимися между эктодермой и энтодермой), осуществляется закладка и формирование осевого комплекса органов – нервной трубки, хорды и кишечной (пищеварительной) трубки. Сформированная нервная трубка проходит под эктодермой вдоль спинной стороны зароды

Источник

Индивидуальное развитие организмов

Индивидуальное развитие организма, или онтогенез, - этосовокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до смерти. В онтогенезе происходит реализация наследственной информации, полученной организмом от родителей.

В онтогенезе выделяют два основных периода — эмбриональный и постэмбриональный. В эмбриональном у животных формируется эмбрион, у которого закладываются основные системы органов. В постэмбриональном периоде завершаются формообразовательные процессы, происходит половое созревание, размножение, старение и смерть.

Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом из яйцевых или зародышевых оболочек молодой особи. Он состоит из трех стадий: дробления, гаструляции и органогенеза.

Начальный этап развития оплодотворенного яйца носит название дробления. Через несколько минут или несколько часов (у разных видов по-разному) после внедрения сперматозоида в яйцеклетку образовавшаяся зигота начинает делиться митозом на клетки, называемые бластомерами. Этот процесс получил название дробления, так как в ходе его число бластомеров увеличивается в геометрической прогрессии, но они не вырастают до размеров исходной клетки, а с каждым делением становятся мельче. Бластомеры, образующиеся при дроблении, представляют собой ранние зародышевые клетки. Во время дробления митозы следуют один за другим, и к концу периода весь зародыш ненамного крупнее зиготы.

Тип дробления яйца зависит от количества желтка и характера его распределения. Различают полное и неполное дробление. В бедных желтком яйцах наблюдается равномерное дробление. Полному дроблению подвергаются зиготы ланцетника и млекопитающих, так как они содержат мало желтк

Источник